Этапы постановки звуков

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) Этот этап протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки.

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

Последовательность постановки звуков:

  • свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
  • шипящие [ш],[ж];
  • сонорные [л],[л`];
  • сонорные [р], [р'];
  • шипящие [ч], [щ].

3-й этап — автоматизация поставленных звуков (закрепление звука в слогах, в словах, предложениях).

Автоматизация звука в слогах.
  • [с], [з], [ш], [ж],[с'], [з'], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
  • [ц], [ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
  • [р], [р'] — можно начинать автоматизировать с проторного звука и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
Автоматизация звуков в словах.
По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация поставленных звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной речи (в монологах, диалогах, играх, развлечениях и на прогулках).

Made on
Tilda