Развитие речи в норме

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 8 месяцев – 1 года до 3 - 4 лет.

В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3 – 4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет говорить различными видами предложений с соблюдением норм грамматического оформления. В 4 года ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период очень подробно описан специалистами в области детской речи. Известный ученый и логопед О. Е. Грибова составила таблицу последовательности возникновения тех или иных явлений в детской речи, обозначен возраст их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице приведены среднестатистические данные о сроках, в которые могут появиться те или иные формы общения и речи в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или имеются только отдельные проявления, это должно Вас насторожить.

Динамика формирования речи в онтогенезе

1. Интонирует крики
(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)
1-2 мес.

2. Гуканье, гуление
(Ребенок повторяет за Вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)
1,5-3 мес.

3. Лепет
(Ребенок повторяет за Вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)
4-5 мес.

4. Лепетные слова
(Ребенок использует в речи слова состоящие из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)
8 мес. — 1 год 2 мес.

5. Двухсловные предложения
(Ребенок, общаясь с Вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)
1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.

6. Активный рост словаря
(Ребенок спрашивает "как это называется, что это, кто это")
1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.

7. Появление грамматических форм слова
(Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.

8. Словотворчество
(Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)
2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми
1 мес. — 1,5 мес.

10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом
2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

Made on
Tilda